certbot

Evgeniy Berdnikov bgx на protva.ru
Чт Июл 7 09:17:40 UTC 2022

On Thu, Jul 07, 2022 at 01:19:01AM +0300, Maxim Dounin wrote:
> Документация на сайте предлагает "certbot --apache" в качестве
> основного варианта использования (например, тут:
> https://certbot.eff.org/instructions?ws=apache&os=ubuntufocal), и
> дальше уже не важно, какие ещё варианты есть: заметный процент
> пользователей будет делать именно то, что сказали.  И получать
> предсказуемый (точнее, непредсказуемый) результат.

 Вставлю свои 2 копейки. Certbot пытается хоть как-то помочь чайникам.
 А для чайника, как для маленького ребёнка, весь мир -- бесконечное
 нагромождение проблем. Чайнику в паре строк конфига разобраться трудно,
 спасти предыдущую конфигурацию он не додумается, работу http-сервера
 он представляет себе смутно, а уж PKI и X509 это вообще ужас...
 Смешная вроде задача "выставить в интернет свою страничку так, чтобы
 гугл и яндекс не опустили сходу в рейтинге" становится неподъёмной.

 Certbot предлагает решение, работающее для дефолтных конфигураций
 наиболее популярных дистрибутивов. Понятно, что это решение для чайников,
 но писать явно об этом нельзя, чтобы не травмировать психику детей. :)
 Главное, это не единственный вариант у certbot'a.

> И нет, наличие проблемы "авторы считают возможным менять конфиги"
> в одном из вариантов использования - не означает, что в других
> вариантах использования проблем нет.  Наличие такой проблемы
> означает, что авторы не понимают проблему,

 Может быть, понимают... Но одно дело написать код, а другое -- написать
 адекватную документацию к нему, которая будет одинково удобна и полезна
 как для новичка, так и для эксперта.

 Certbot в вариантах, не предполагающих правки конфигов, вполне себе
 работает. Можно сказать, "поставил и забыл".

 Думаю, для командны Nginx было бы неплохо вставить в дистрибутивный
 конфиг некую заготовку для "location /.well-known/acme-challenge {..}",
 и написать там комментарии как ею пользоваться. Возможно, пообщаться
 ещё с писателями certbot'a, чтобы вместе с ними сделать использование
 этой заготовки удобным и безопасным. Тогда всем новичкам станет легче.
--
 Eugene Berdnikov